Министр труда Антон Котяков встретился 18 октября с обновленным составом комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Разговор получился предметным, без панельных расшаркиваний, благо основная задача осенней думской сессии - вовремя утвердить сверстанный правительством бюджет (и, может быть, внести в него свои коррективы). Судя по диалогу с депутатским корпусом, деньги министерство продолжит тратить на цифровизацию социальной сферы, сэкономить попытается на объединении ПФР и ФСС, а стареющему (взрослеющему, по бодрым официальным сводкам) населению придется рассчитывать не на пенсии, а на социальную помощь государства.

ЦИФРА ВСЕМУ ГОЛОВА

В начале 2022 года на администрирование в Пенсионный фонд будут переданы 17 мер социальной поддержки, которые до этого предоставлялись в форме субвенций регионам. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты Антон Котяков на внеочередном заседании комитета Госдумы по труду 18 октября. Как уточнил министр, речь идет, в частности, о пособиях по беременности и родам, единовременном пособии при рождении ребенка для неработающих граждан и жен военнослужащих, о компенсации страховой премии инвалидам по договору ОСАГО и других.

- Мы четко понимаем, что, предоставляя субвенции субъектам Российской Федерации, мы формируем разрозненную систему обеспечения наших граждан социальными гарантиями, - пояснил мотивы нововведения Антон Котяков. - Эти семнадцать субвенций будут переведены в Пенсионный Фонд, будут предоставляться напрямую гражданам по единому стандарту.

Тем не менее, добавил министр, существенных изменений именно с начала следующего года ждать пока не стоит. Сначала предстоит закончить цифровизацию процессов выдачи пособий. Чиновник также напомнил, что грядущие изменения связаны с программой социального казначейства, над которой сейчас активно работает правительство.

Кроме того, сообщил Котяков, будет продолжена работа над внедрением электронного кадрового документооборота. Напомним, соответствующий законопроект был принят Госдумой в первом чтении под занавес осенней сессии.

- Согласно действующей норме Трудового кодекса, эксперимент, в рамках которого сейчас реализуется электронный кадровый документооборот, заканчивается 15 ноября, - указал министр. - То есть мы либо будем вынуждены до этого срока принять постоянно действующие нормы, либо придется рассматривать вопрос о продлении эксперимента.

Судя по выступлению Котякова, в правительстве надеются реализовать первый из двух вариантов. Для этого, в частности, было предложено возобновить деятельность специальной рабочей группы из депутатов и чиновников, которая занималась подготовкой законопроекта об электронном кадровом документообороте к первому чтению. Возражений не последовало, что, в общем, не только логично, но и, наверное, полезно.

БЕДНОСТЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Еще одна задача, которую Минтруд ставит перед собой в краткосрочной перспективе, связана с решением президента и касается вопроса о материнском капитале. А именно - изменения принципов индексации маткапиала. Согласно действующим нормам, индексируется он по прогнозному уровню инфляции на очередной финансовый год. И прогноз инфляции по итогам года в бюджете - 4%. (“Солидарность” ранее писала, что Минэкономразвития уже давало другой прогноз - 5,8%.) Идея президента состоит в том, чтобы при индексации маткапитала опираться не на прогнозируемый уровень, а на фактический. А это потребует работы законодателей над бюджетом страны.

Есть у министерства и долгосрочные, как их назвал сам министр, задачи. “В первую очередь” - борьба с бедностью, о чем президент не забывает говорить практически в каждом своем выступлении.

- С учетом тех мер государственной поддержки, которые мы вводили на протяжении 2020 - 2021 годов, нам, в принципе, удалось не нарастить существенно параметры по уровню бедности среди наших граждан, - сказал министр. - Мы сейчас находимся в диапазоне 12 - 13% (бедных от общего числа населения страны. - П.О.), что соответствует уровню допандемических показателей. При этом целевой индикатор, который перед нами стоит, это сокращение [уровня] бедности в два раза к 2024 - 2030 году. И здесь мы видим, конечно, что основной инструмент для нас на этом этапе - выстраивание комплексной поддержки семей с детьми.

Как добавил министр, сегодня примерно 80% бедных россиян представлены семьями, “которые воспитывают детей”. Здесь уместно вспомнить о позиции профсоюзов: в России недооценена стоимость наемного труда, и вместо введения десятков мер социальной поддержки для работающего населения куда лучше было бы работать над повышением зарплат. Что, соответственно, повысило бы и уровень пенсий.

Тем не менее, несмотря на фиксируемое Минтрудом повышение продолжительности жизни россиян (“рост числа граждан 65+”), “нужно выстраивать систему поддержки граждан соответствующей возрастной категории”. Спорить с таким гуманистическим посылом было бы проигрышным полемическим приемом. Однако логика высказывания министра говорит о том, что пожилым людям по-прежнему будет не на что позаботиться о себе самостоятельно.

Сейчас такая “система долговременного ухода” (выражение, кстати, можно понимать по-разному) пилотируется в 24 регионах, в следующем году их станет 31, далее - везде.

- Сейчас мы отрабатываем объемные показатели услуг, внутреннее содержание услуг, объемы потребности в этих услугах отдельных категорий граждан. И по истечении 2022 года мы будем понимать, как должна развиваться система на территории всей Российской Федерации, - поделился планами министр.

БЮДЖЕТЫ ВСЕХ ФОНДОВ - СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наконец, Антон Котяков анонсировал объединение в следующем году Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. По его словам, “технологическая зрелость” государства уже позволяет это сделать. Так, все базы данных планируется собрать на единой цифровой платформе (к чему последние пару лет все и так шло, включая тот же электронный трудовой документооборот).

Как пояснил министр, объединение фондов позволит “сэкономить на их содержании”. (Фонды, хотя и называются официально “внебюджетными”, имеют в качестве учредителя только государство.) Возможность такой экономии в правительстве связывают, в числе прочего, с уменьшением физического потока клиентов в отделения фонда - благодаря той же цифровизации.

Врио председателя правления ФСС Алексей Поликашин, в свою очередь, рассказал о бюджете подведомственного учреждения на ближайшую трехлетку. Так, межбюджетные трансферты “на обеспечение инвалидов” составят 37,3 млрд рублей. Само наличие трансфертов лишний раз говорит о правоте министра труда: сразу на централизованное обеспечение социально уязвимых групп граждан перейти не получится. И займет это, коль скоро деньги заложены в проект бюджета, не год, а минимум три.

Не обошлось без темы коронавируса, которая на бюджет, конечно, тоже не может не влиять:

- С учетом фактора неопределенности распространения инфекции, при планировании расходов по временной нетрудоспособности в 2022 - 2024 годах учитывалось количество оплаченных дней, увеличенное на 10% по отношению к 2019 году, - сообщил Поликашин. - В связи с этим допрасходы на оплату больничных листов составляют в 2022 году 38,5 млрд рублей, в 2023 году - 41,6 млрд рублей, в 2024 году - 44,4 млрд рублей.

Соответственно, может возникнуть резонный вопрос: о какой “неопределенности” насчет коронавируса можно говорить при точно сформированном на него бюджете? Одна надежда, в кои-то веки, на инфляцию - вдруг сумма будет увеличиваться из года в год только за счет нее…

Источник: газета «Солидарность»