О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2021 году

PDF Постановление Исполкома ФНПР от 22.06.2022 № 7-2

В 2021 году членскими организациями ФНПР систематически и целенаправленно осуществлялась правозащитная деятельность в рамках предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий.

Основными направлениями правозащитной работы в 2021 году являлись:

контроль за реализацией установленных международными правовыми нормами, законами, и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами прав работников и профсоюзных организаций;

выявление противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих реализацию прав, свобод и законных интересов работников и профсоюзных организаций;

защита прав и законных интересов работников – членов профсоюзов, прав профсоюзных организаций в судах, при внесении изменений в законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.

Функции профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также условий коллективных договоров и соглашений обеспечивались правовыми инспекторами труда в количестве 691 человека, иными юристами в количестве 620 человек, а также 7426 внештатными (общественными) правовыми инспекторами труда.

Было проведено порядка 41,5 тысяч проверок, выявлено около 87,5 тысяч нарушений трудового законодательства, выдано около 15 тысяч представлений об их устранении. В результате правозащитной работы было устранено 89 процентов общего числа выявленных нарушений.

Наибольшее количество проверок в 2021 году проведено Профсоюзом народного образования и науки Российской Федерации, Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ), Профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации, Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, Общероссийским профессиональным союзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз), Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности.

В рамках взаимодействия с органами прокуратуры в 2021 году правовыми службами членских организаций ФНПР было проведено около 970 совместных проверок, в органы прокуратуры было направлено около 900 материалов проверок, по 75 процентам из которых приняты меры прокурорского реагирования, привлечено к уголовной и административной ответственности около 240 работодателей и их представителей, в том числе дисквалифицировано 4 должностных лица.

Наибольшее количество совместных с органами прокуратуры проверок проведено правовыми службами Профсоюза народного образования и науки Российской Федерации, Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ), Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Общероссийского профес-сионального союза работников жизнеобеспечения, Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.

В отчетном году в федеральную инспекцию труда было направлено около 710 материалов проверок, в результате чего привлечено к административной ответственности 141 должностное лицо.

При непосредственном участии правовых инспекторов труда и иных профсоюзных юристов в 2021 году в судах было рассмотрено около 7840 дел, из которых полностью или частично было удовлетворено 89 процентов исковых требований, в том числе восстановлен на работе 641 член профсоюзов.

Рассмотрено порядка 145 тысяч письменных жалоб и других обращений членов профсоюзов, из которых признаны обоснованными и были удовлетворены около 128 тысяч обращений.

На личном приеме было принято около 662 тысяч членов профсоюзов. Почти 23 тысячи работников – членов профсоюзов получили бесплатную юридическую помощь в оформлении необходимых документов в судебные инстанции и комиссии по трудовым спорам.

Согласно отчётным данным экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы членских организаций ФНПР в 2021 году составила 28 млрд. 422 млн. рублей.

Одной из эффективных форм защиты прав членов профсоюзов является участие профсоюзов (их объединений) в разработке и рассмотрении проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, что соответствует уставным целям и задачам профсоюзных организаций в отстаивании и защите трудовых и социально-экономических прав членов профсоюзов. За 2021 год была проведена правовая экспертиза около 15 тысяч проектов нормативных правовых актов.

Несмотря на сохранение относительного уровня результативности правозащитной работы членских организаций, необходимо отметить объективные факторы, влияющие на эффективность данной работы:

наличие фактов воспрепятствования со стороны работодателей осуществлению профсоюзного контроля в нарушение статьи 370 Трудового кодекса РФ;

ограничение полномочий федеральной инспекции труда по защите трудовых прав и свобод граждан Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В частности, установленный данным законом процессуальный порядок осуществления контрольно-надзорных мероприятий не допускает осуществления государственными инспекторами труда совместных проверок с профсоюзными инспекторами труда.

Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1. Принять к сведению информацию о правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2021 году, а также обобщённые Сведения о правозащитной работе членских организаций ФНПР (приложение № 1).

Информационную записку Правового департамента Аппарата ФНПР «О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2021 году» (приложение № 2) довести до членских организаций ФНПР, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости.

2. Рекомендовать членским организациям ФНПР:

продолжить работу по контролю за реализацией установленных Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащих нормы трудового права, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами прав работников и профсоюзных организаций, а также выявлению противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих реализацию прав, свобод, законных интересов работников и профсоюзных организаций;

осуществлять оперативное взаимодействие с органами прокуратуры и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации при невыполнении работодателями представлений профсоюзных правовых инспекций труда;

осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения трудового законодательства совместно с органами прокуратуры;

фиксировать случаи отказа государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации проводить внеплановые проверки в случае поступления информации о нарушении трудовых прав граждан и сообщать о таких случаях в Правовой департамент Аппарата ФНПР;

принимать меры по привлечению представителей работодателей к дисциплинарной ответственности в случае нарушений трудовых прав работников или невыполнении условий коллективных договоров, соглашений;

осуществлять подачу в суд инициативных заявлений в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в случаях нарушения трудовых прав работников, являющихся членами профсоюзов;

проводить анализ дел, рассматриваемых в комиссиях по трудовым спорам (вести учет информации о предмете спора, сроке исполнения решения комиссии, сумме оспариваемых выплат, количестве отмененных незаконных приказов работодателей);

осуществлять контроль за соблюдением прав работников и профсоюзных организаций при разработке и изменении нормативных правовых актов, а также при подготовке и принятии коллективных договоров и соглашений;

осуществлять контроль за соблюдением работодателями требований трудового законодательства при принятии локальных нормативных актов в сфере труда, в том числе при участии в мероприятиях по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

проводить мониторинг правоприменительной практики;

оперативно информировать Правовой департамент Аппарата ФНПР о нарушениях прав профсоюзов.

3. Правовому департаменту Аппарата ФНПР:

продолжить обобщение практики правозащитной работы членских организаций ФНПР;

актуализировать формы отчетности по правозащитной работе.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя ФНПР Некрасова С.Г.