Судя по объему работы над законом, речь идет скорее не о поправках, а о переработке закона о занятости населения в России. Регулярность встреч профсоюзов с социальными партнерами для обсуждения нового текста статей намекает, что закон будет обсуждаться в парламенте, возможно, уже осенью. “Солидарность” поговорила с руководителем группы социального партнерства в департаменте социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Михаилом Сапиром.

НОВОМУ ВЕКУ - НОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Действующий закон “О занятости населения в Российской Федерации” был принят в 1991 году. За последние 30 лет в нем появились многочисленные изменения, добавления, “заплатки”, и накопилось их немало. “Можно было бы, конечно, продолжать затыкать дыры, - говорит руководитель группы в департаменте социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Михаил Сапир, - но за три десятилетия появились совершенно новые формы занятости, которых не было раньше. Например, платформенная занятость, самозанятость. Возникла необходимость в кардинальном пересмотре содержания самого понятия занятости населения, роли государства в регулировании занятости, в том числе ее новых форматов, и пересмотре принципов государственной политики в сфере защиты от безработицы. По сути, закон переписывается заново: многие положения, которые в нынешнем законе есть сейчас, и особенно то, что появилось сравнительно недавно, будут транслированы в новый закон, но очень многие вещи будут пересмотрены”.

- Михаил Михайлович, насколько профсоюзы включены в работу над новым текстом?

- Мы очень признательны профильному комитету Госдумы и Минтруду России, за то, что разработка законопроекта ведется с участием социальных партнеров. Не меньше двух раз в неделю мы встречаемся с коллегами из ведомства и постатейно обсуждаем формулировки, спорим, возвращаемся к каким-то статьям. Приятно, что Минтруд очень внимательно прислушивается к мнению профсоюзов, и в той мере, в которой мы находим консенсус с работодателем, наши предложения учитываются.

- Что нового мы увидим в переработанном тексте закона?

- Появятся целые главы, посвященные новым форматам занятости. Наша позиция - независимо от того, какую форму занятости выбрал гражданин, гарантии у него должны быть такие же, как и у тех граждан, которые работают по трудовым договорам. Гражданин должен быть защищен, должен иметь те самые гарантии, которые предусмотрены ТК. Это касается больничных, пособий по безработице, компенсаций в случае производственного травматизма.

БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО СРЕДИ РАВНЫХ

- Какая главная задача стоит перед профсоюзами при работе над текстом закона?

- Наша основная задача - не допустить демпинга на рынке труда. Вне зависимости от формы “найма” работника рынок труда у нас единый. С введением налога на профессиональный доход (у так называемых самозанятых) вместо ожидаемого выхода “из тени” произошел обратный эффект: под давлением работодателей работники стали уходить из трудовых отношений в формат гражданско-правовых договоров. Сегодня это “выгодно” и работнику, и работодателю - позволяет экономить на налогах. Но стратегически для работника это вред - у него не будет защиты в случае травматизма, не будет пенсионных накоплений. Работники экономят на налогах копейки, и вся выгода достается работодателю. Наша задача - этот демпинг прекратить.

- Пойдут ли работодатели на потерю таких преимуществ?

- Профсоюзы всегда выступали и будут выступать за приоритет трудовых отношений над иными форматами занятости. Но нужно постоянно двигаться вперед, чтобы успевать за прогрессом в экономике и обществе. Мы готовы сделать шаг навстречу инновационной экономике, но основная задача - обеспечить соблюдение прав и гарантий граждан в сфере труда и занятости. Мы понимаем желание бизнеса экономить на транзакционных издержках и готовы поддержать их в этом, но мы ждем от работодателей принятия новой системы ценностей: нельзя экономить на тех, кто приносит деньги, создает продукт, оказывает услуги. Люди - это не ресурс, а самый доходный инвестиционный проект.

- Другие задачи, которые ставят перед собой профсоюзы?

- Мы очень давно ждем, что модель финансирования выплаты пособий по безработице вернется к страховому принципу, как это было с 1991 по 2000 год. Хотя вопрос введения страхования на случай безработицы активно прорабатывался (такая задача ставилась в Генеральном соглашении), к сожалению, Минфин России и работодатели пока к этому не готовы. Дискуссия в этом направлении ведется параллельно с обсуждением нового закона о занятости, но он должен появиться достаточно оперативно, а страховая модель будет обсуждаться еще довольно долго. Мы уверены, что возможность создать устойчивый механизм страхования от безработицы есть.

- Как вы видите эту схему?

- Профсоюзы смотрят на эту возможность немного шире, чем правительство. Мы видим в качестве “страхового риска” не только факт потери работы, но и утрату заработка, а она бывает по разным причинам. Помимо безработицы это может быть вынужденная неполная занятость, когда работник находится в режиме простоя или работает неполное рабочее время. Мы должны смотреть не только на безработных, но на все риски, с которыми сталкивается работник.

Задолженность по оплате труда - еще одна проблема, которую не удалось искоренить полностью. В самом тяжелом положении находятся работники предприятий-банкротов. В этом случае необходим механизм погашения задолженности за счет средств гарантийного фонда, чтобы работники могли получить деньги, не дожидаясь проведения всех процедур банкротства. Эту функцию также могло бы выполнить страхование от утраты заработка.

- Как бы вы охарактеризовали отношения между соцпартнерами при обсуждении текста?

- Большая часть предложений Минтруда России нами принимается лояльно, поскольку очень много перенесено из действующего закона. Но иногда мы сталкивается с желанием все сломать и построить заново со стороны работодателей. Например, принцип, который сейчас заложен не только в действующий закон о занятости, но и в закон о правовом положении иностранных граждан, - принцип защиты национального рынка труда и приоритетного трудоустройства российских граждан. Работодатели предлагают от него отказаться, ссылаясь на “общий рынок труда” на евразийском пространстве. Но мы будем бороться за то, чтобы он остался в законе о занятости, и надеемся, Минтруд России поддержит нас. В настоящее время готовится новый единый закон, регулирующий пребывание в РФ иностранных граждан, в том числе их трудовую деятельность. В нем будут пересмотрены действующие механизмы и предложен альтернативный подход, который позволит более тонко настраивать допуск к российскому рынку труда иностранных работников. Обсуждение законопроекта активно идет. Мы должны защищать права российских граждан - все это понимают, кроме тех, кто заинтересован в привлечении иностранной рабочей силы, которая готова работать в худших условиях за копейки.

- Неужели это единственное, в чем профсоюзы и работодатели не находят согласия?

- Еще такой не менее важный момент, как создание и сохранение рабочих мест. Мы считаем, что в законе о занятости должны быть прописаны не только процедурные вещи, но и принципиальные. Создание и сохранение рабочих мест - одно из условий для полной и продуктивной занятости. Работодатели хотят ограничиться тем, что им интересно: участвовать в формировании государственной политики, обсуждать проекты нормативных актов. Им интересно получать финансовую поддержку от государства и реализовывать собственную кадровую политику. А брать на себя ответственность за создание и сохранение рабочих мест они не готовы.

Но есть и положительные примеры.

Мы надеемся, что в новом законе появится новая защищаемая категория граждан: речь идет о тех, кто оказался под риском увольнения, кто работает неполное рабочее время или находится в простое. Мы предлагаем включить эту категорию работников в новый закон с соответствующими гарантиями. Конвенция МОТ предполагает, что социальные выплаты должны включать помимо пособия по безработице возмещение частично утраченного заработка в связи с неполной занятостью или простоем. Работодатели поддержали идею расширения категорий. Посмотрим, поддержит ли ее Минфин России.

ИНСАЙТЫ И ИНСАЙДЫ: О БУДУЩЕМ

- Вы могли бы в общих чертах охарактеризовать новый закон?

- Для этого еще рано. Мы идем постатейно, но еще не прошли по всем статьям, которые в режиме реального времени готовит Минтруд России. Там будет много новелл, в частности статья, регулирующая проведение программ стажировок и наставничества для молодежи, взаимодействие службы занятости и системы профобразования - блоки, которых раньше не было. Но это еще предстоит обсуждать.

- В каких отношениях новый закон будет с законом о самозанятости?

- Налоговый статус самозанятого - налог на профессиональный доход - останется как налоговый статус. Он был введен, чтобы вывести “из тени” доходы от предпринимательской деятельности за счет “налоговой амнистии” и экономии на налогах. Это не связано с правоотношениями в сфере занятости. Если исполнителем является физическое лицо, а заказчиком - организация, то чаще всего речь идет не об однократном предоставлении услуг или выполнении работ, а о постоянном труде. Значит, должны быть гарантии для всех трудящихся даже без трудового договора.

 

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/obnovka-vmesto-zaplat.html?bx_sender_conversion_id=1136518&utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=novaya_rassylka
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©