2014-09-03-4Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в конце прошлого года были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год. В документе предусмотрены нормы, направленные на реализацию указов Президента РФ в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников, положений программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы, а также отраслевых и региональных «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки.

 

Особое внимание в единых рекомендациях уделено оценке качества и эффективности деятельности работников в рамках перехода на эффективный контракт с учетом мнения отраслевых профсоюзов. При заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Необходимо обратить внимание, что условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), оформляемом в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

Сохранилась рекомендация о необходимости устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений от 1 до 8. При этом с учетом возникших в 2013 году вопросов конкретизируется необходимость учитывать заработную плату, формируемую за счет всех источников финансового обеспечения.

Кроме того, обновлены отраслевые разделы Единых рекомендаций, в которых отражены особенности формирования систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы.

По мнению Правительства России, "эффективный контракт" должен четко определять условия оплаты труда с учетом социального пакета работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения.

С точки зрения трудового законодательства, введение эффективного контракта – это внесение изменений в действующий трудовой договор. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» предполагается вносить изменения в трудовые договоры в одностороннем порядке по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом изменения в трудовом договоре по инициативе работодателя допускаются только тогда, когда определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены работодателем. У работодателя должны быть объективные причины невозможности сохранения существующих в настоящее время условий трудового договора. Например, он вводит новое (дополнительное) оборудование, а потребность в услугах, оказываемых при его помощи велика, что вынуждает перевести некоторых работников на другой график работы (вторая смена) и т.д.

Также необходимо обратить внимание на определение эффективного контракта, которое дано в Рекомендации Минтруда, а именно это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Следовательно, из всех перечисленных в ст.57 ТК условий трудового договора однозначно меняются при введении эффективного контракта лишь условия оплаты труда. Это будет ключевым изменением в условиях трудового договора.

Также в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Следовательно, если был заключён трудовой договор на неопределённый срок, то перезаключать с работником договор на определённый срок, т.е. ухудшать его положение, работодатель не может.