Минимальное пособие по безработице останется на уровне позапрошлого года

На заседании Общественного совета при Минтруде России представители некоммерческих организаций не сошлись во мнении с представителями ФНПР по вопросу о размере пособия по безработице.

Несовпадение мнений собравшихся выявилось 5 октября на заседании Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ. Точку зрения Федерации независимых профсоюзов России в этом совете представляют заместители председателя ФНПР Нина Кузьмина и Давид Кришталь.

Рассматривался ряд вопросов, касающихся сферы труда. В числе прочих обсуждались вопросы восстановления рынка труда, проект программы содействия занятости молодежи до 2030 года, проект реформирования государственной службы занятости.

По проекту постановления о минимальном и максимальном пособиях по безработице на 2022 год мнение представителей профсоюзов не совпало с мнением представителей работодателей и социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Согласно проекту постановления, максимальное пособие по безработице планировалось установить на уровне минимального размера оплаты труда 2021 года.

О позиции профсоюзов по данному проекту постановления нам рассказала Нина Кузьмина.

- Поскольку МРОТ 2021 года - это прожиточный минимум 2020 года, то фактически получается, что максимальная величина пособия по безработице 2022 года устанавливается на уровне прожиточного минимума 2020 года, то есть позапрошлого года, - поясняет зампред ФНПР заложенное в проекте постановления. - И это, подчеркиваю, максимальная величина пособия.

Напомним, пособие по безработице, которое трудящийся может получить при потере работы, начисляется в первые три месяца в размере 75% от его среднего заработка, но не выше максимальной величины самого пособия. Позиция представителей профсоюзов состоит в том, что максимальное пособие по безработице должно быть не ниже средней заработной платы.

Второй тезис ФНПР касается минимальной величины пособия, которая не индексировалась с 2019 года и все еще остается на отметке 1500 рублей. Здесь предложение представителей ФНПР не поддержала проректор НИУ ВШЭ, директор АНО “Независимый институт социальной политики”, заместитель председателя Общественного совета Лилия Овчарова. Свою позицию Овчарова аргументирует ограниченными возможностями бюджета и опасениями, что повышенное пособие по безработице при наличии большого числа вакансий способствует социальному иждивенчеству.

Между тем, несмотря на проектируемый профицит федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов, предусматривается сокращение объема субвенций на социальные выплаты безработным гражданам на 15 млрд рублей.

- Полноценное (как положено конвенциями МОТ) пособие по безработице без восстановления страхования от потери работы установить вряд ли удастся, - считает Нина Кузьмина. - Введение страхования от потери работы обсуждаем с работодателями и с правительством уже давно, но пока не находим консенсусного решения по источникам формирования страхового фонда занятости.

Как рассказала зампред ФНПР, позицию профсоюзов по проекту постановления другие участники Общественного совета поддержали только в части, предусматривающей установление максимального пособия по безработице на уровне прожиточного минимума 2022 года. Все прочие пункты было решено оставить без изменения, поскольку, по мнению других членов совета, эти пункты работают как меры борьбы с так называемыми профессиональными безработными.

- Если человек получает минимальное пособие по безработице, это означает, что у него нет трудового стажа или он долгое время не работал, - объясняет наша собеседница. - А если он долгое время не работал, то, возможно, отказывался от той работы, которую ему предлагали. Этот сложный момент стал поводом для того, чтобы в очередной раз члены Общественного совета поставили вопрос о необходимости изучения состава безработных с целью выяснить, кто они, чем занимаются, сколько в их числе семейных с детьми, почему их не устраивают предлагаемые центрами занятости вакансии и т.д. Хотя такие исследования уже проводились...

Комментируя ситуацию, Нина Кузьмина сообщила, что вопросы труда и занятости составляют малую часть в плане работы Общественного совета при Минтруде, а все остальное время занимают вопросы социальной защиты. Соответственно, и в составе совета преобладают представители НКО, связанные прежде всего с социальной работой, с помощью пожилым, больным и инвалидам, а также с благотворительностью.

Профсоюзы в составе Общественного совета при Минтруде по указанным вопросам находятся в меньшинстве, а другие входящие в совет представители гражданского общества не понимают и не разделяют точку зрения ФНПР. Такая позиция напрямую противоречит выполнению поставленной президентом задачи - снизить уровень бедности в стране.

Источник: газета «Солидарность»