Уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассматриваем важнейший вопрос «О результатах национального проекта «Здравоохранение» за 2019 год, задачи на 2020 год». Вопросы здравоохранения напрямую влияют на каждого из нас, и от их выполнения  зависит качество жизни каждого жителя нашего региона. 

Федерация профсоюзов Амурской области и отраслевой профсоюз медицинских работников очень внимательно относятся к реализации в области всех национальных проектов. Но в последнее время особое внимание уделяем здравоохранению. К нам часто обращаются и члены отраслевого профсоюза медицинских работников, и члены других профсоюзов, обращающие внимание на доступность и качество обслуживания в медицинских учреждениях области

В этом году за защитой своих трудовых прав обратились работники офтальмологического отделения Амурской областной клинической больницы. В ответ на их вопрос был подготовлен запрос губернатору Амурской области Орлову Василию Александровичу, в котором мы попросили дать разъяснения по поводу перспектив работы офтальмологического отделения АОКБ. Ответ мы получили от заместителя председателя Правительства области. Этот ответ позволяет понять, что перспектив работы офтальмологического отделения в составе АОКБ нет. В ответ идет перечисление недостатков работы данного структурного подразделения больницы. И этот ответ вызвал большое количество вопросов, теперь уже к министру здравоохранения области и Фонду обязательного медицинского страхования области.

Изучив Федеральный закон от 02.12.2019 №382-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», можно увидеть, что по распределению субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС (приложение 6) на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ для Амурской области в 2020 г. предусмотрена сумма субвенции 14 877 718,1  тыс.руб., а в 2019 г. она составляла 13 967 898,2 тыс.руб., то есть увеличение субвенции составило 909 819,9 тыс.руб.

Учитывая, что в настоящий период развитию медицинской помощи (особенно первичной) уделяется первостепенное внимание со стороны Президента РФ В.В. Путина и Правительства РФ, мы порадовались этим цифрам и были уверены, что финансовые вливания пойдут на развитие нашей Амурской системы здравоохранения. Зная от сотрудников лечебных учреждений о наличии многочисленных проблем в системе здравоохранения области, в том числе и по выполнению «майского» Указа Президента РФ по оплате труда медицинского персонала, мы были уверены, что первоочередное внимание в виде повышения тарифов за оказанные медицинские услуги будет произведено в первичном звене, где накопилось наибольшее количество проблем, связанных с доступностью медицинской помощи и, конечно же, с ее качеством. Но наши ожидания не оправдались, и в Тарифном соглашении в сфере ОМС Амурской области на 2020 г., размещенном на официальном сайте ТФОМС АО в сети Интернет www.aofoms.ru., содержится отнюдь не радостная для государственных учреждений здравоохранения области картина...

В первичном звене, особенно расположенном в сельской местности, альтернативы государственной, подчеркиваем, бесплатной медицинской помощи сегодня нет и не предвидится. Однако при распределении средств ОМС на 2020 г. ТФОМС АО снижает тарифы подушевого финансирования почти в 2 раза! В качестве примера возьмем ГАУЗ АО «Михайловская больница»: если в 2019 г. подушевое финансирование составляло 269,47 руб. на одного прикрепленного к данной медицинской организации на медицинское обсаживание человека, то на 2020 г. оно составило 156,18 руб., то есть произошло уменьшение данного тарифа на 116 руб., и такая ситуация прослеживается по государственным медицинским организациям Амурской области.

Также мы обратили внимание и на такой факт, что плановое задание по количеству госпитализаций круглосуточного стационара на 2020 г. для ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» уменьшилось на 2 513. Из вышеупомянутого нами ответа заместителя председателя Правительства Амурской области мы понимаем, что проблемы развития офтальмологической помощи министерством здравоохранения области решаются своеобразно, и для того, чтобы развивать специализированную помощь, какой является офтальмология, по ее мнению, необходимо сократить доступность и уменьшить финансирование учреждения... На какую сумму уменьшится финансирование ГАУЗ АО «АОКБ» в системе ОМС и кто компенсирует эти потери? Сумму финансовых потерь в системе ОМС данной медицинской организации легко рассчитать, если мы умножим среднюю стоимость госпитализации на 2 513 (число сокращенных госпитализаций данной медицинской организации в 2020 г.).

К сожалению, такая ситуация прослеживается и в ряде других медицинских организаций Амурской области. Подчеркнем, что эта ситуация происходит ТОЛЬКО с государственными учреждения здравоохранения области! Поэтому нам важно разобраться в сложившейся ситуации. Ведь в частных медицинских центрах не работает ни одного члена профсоюзов медицинских работников.

В то же время мы видим, что частные учреждения здравоохранения, такие как ООО «МЛ МИЦАР», получили в 2020 г. в системе ОМС дополнительные объемы госпитализаций для оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Так, в 2019 г. в системе ОМС данной организации было выделено 325 госпитализаций, а в 2020 г. уже 1 662, что на 1 337 больше. Кроме этого, ООО «МЛ МИЦАР» на 2020 год предусмотрено плановое задание в системе ОМС в размере 373 случая лечения в условиях дневных стационаров, что на 128 больше, чем в 2019 г., при том, что в государственных учреждениях здравоохранения области на 2020 г. произошло их уменьшение, например: в ГБУЗ АО «Селемджинская больница» - на 140, ГАУЗ АО «Михайловская больница» - на 67, ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» - на 159, ГБУЗ АО «Свободненская больница» - на 144 и т.д. Жителям этих населенных пунктов данный вид помощи стал не нужен? Какие там, на сегодняшний день, показатели здоровья, продолжительности жизни и смертности от всех болезней?

Для ООО «Клиника Медлайн-Премьер» на 2020 г. предусмотрено в системе ОМС плановое задание в 30 госпитализаций в стационарных условиях. Мы приводим этот пример в качестве следующего вопроса: почему уменьшается доступность в областных государственных учреждениях здравоохранения, в том числе и третьего уровня, и передаются объемы медицинской помощи, оказываемой в системе ОМС, в частные лечебные центры?

Как выживать сегодня государственным учреждениям здравоохранения при уменьшении для них финансирования в системе ОМС? Этот вопрос вытекает как из информации, так и из анализа планового задания в системе ОМС на 2020 г. по компьютерной томографии в амбулаторных условиях. Изучив, каким медицинским организациям в Тарифном соглашении в сфере ОМС Амурской области на 2020 г. предусмотрено плановое задание по данным видам исследований, можно увидеть опять интересную картину по направлению средств ОМС области в частные медицинские организации. Как пример: ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» установлено задание по количеству компьютерной томографии 749, ГАУЗ АО «Благовещенская городская больница» - 1565, ГАУЗ АО «Амурская областная детская клиническая больница» - 1409, ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России - 41, тогда как частным медицинским организациям, таким как ООО «Клиника Медлайн-Премьер» - 4287, ООО «КТ-Центр» - 3673. 

В пунктах 13-14 приложения №2 приказа министерства здравоохранения Амурской области от 16.01.2020 №17 «О порядке направления населения амурской области на компьютерную и магнитно-резонансную томографию в амбулаторных условиях на 2020 год» приказано городским поликлиникам городов Благовещенск и Свободный направлять пациентов на компьютерную диагностику в системе ОМС только в ООО «Клиника Медлайн-Премьер» и ООО «КТ-Центр». По примерным подсчетам, исходя из утвержденных в системе ОМС тарифов на данный вид исследований, можно увидеть, что финансирование в системе ОМС за проведение исследований компьютерной томографии ООО «КТЦ-Центр» составит около 9,7 млн.руб., а ООО «Клиника Медлайн-Премьер» - 7,1 млн.руб. Таким образом, еще 16,8 млн.руб. перенаправлено из государственных учреждений здравоохранения области, имеющих высококлассное профессиональное медицинское оборудование и высококвалифицированный медицинский персонал, в частные структуры, заработная плата работников которых не оценивается по «майскому» Указу Президента РФ №597. Неужели в государственных учреждениях Амурской области нет кредиторской задолженности и нет потребности в увеличении финансирования в системе ОМС? Как необходимо развивать государственные учреждения здравоохранения области? Таких вопросов к руководству здравоохранения накопилось очень много, и мы их будем задавать, надеясь на совместное конструктивное решение.

Следующий очень важный для профсоюзов области вопрос: как в учреждениях здравоохранения выполняется «майский» Указ Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2012 №597 по оплате труда медицинского персонала?

Напомним, что в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2013 №163 «О мерах по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных учреждениях Амурской области» прогноз среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2020 г. составляет 44 238 руб. Следовательно, заработная плата врачей в 2020 г., в соответствии с «майским» Указом Президента РФ В.В. Путина №597, должна составлять 88 476 руб. (до 200% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону), среднего и младшего медицинского персонала - 44 238 руб. (до 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону). Почему при общем увеличении финансирования Амурской области в сфере ОМС (увеличение субвенции ФФОМС РФ для АО) снижаются объемы финансирования государственных лечебных учреждений области и как этим учреждениям, при росте среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону, обеспечить выполнение «майского» Указа Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2012 №597 без сокращения персонала?

Уважаемые члены профсоюза медицинских работников! Для того, чтобы объективно разобраться, выполняется или нет в учреждении, где вы осуществляете свою профессиональную деятельность, «майский» Указ Президента РФ, просим вас предоставить нам информацию по фактически получаемой вами в 2019-2020 г. заработной плате, в том числе путем предоставления ваших расчетных листков. Обещаем вам проанализировать ситуацию по выполнению «майского» Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 в ряде государственных медицинских организаций области и принять меры к полной выплате заработанных вами средств.